Сегодня
система дошкольного образования работает в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, стандарт же станет первым звеном в образовательной цепи и
следующим эволюционным шагом в развитии системы образования.
В последние годы произошла незаметная революция:
изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам
становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым,
чем школьный этап. — Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в
детские сады — безусловно, важные меры. Но когда говорят, что каждый ребенок
должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство
не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или
иную поддержку. Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как
ключевого института развития и социализации ребенка.
И сейчас , как никогда нужно создать такую доктрину развития
дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство,
семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки
детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства.
Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах,
а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства.
Не приведет ли принятие стандарта к другим формам «стандартизации
детства»?
И здесь мы должны понимать, что стандарт дошкольного образования — это
совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Особо
подчеркну, что , нацеленное на поддержку детства, у многих вызывает аллергию
сам термин «стандарт», когда заходит речь о детстве. Но мы не говорим об
унификации, обезличивании детей, мы говорим о выработке гарантий государства в
вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском
обществе росли дети культуры достоинства, а не дети риска.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не
обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. С
введением стандартов, не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна
готовиться к приему ребенка. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором
в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому
ребенку приобщиться к культуре.
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла
мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ,
способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок
современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху
информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать
так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали
общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с
виртуальными героями.
Мы, педагоги, руководители строим воспитательно-образовательный
процесс в дошкольных учреждениях города с
учетом новых передовых технологий.
Поэтому
сегодня система дошкольного образования работает
в режиме инноваций. И сегодня перед работниками дошкольных образовательных
учреждений нашего города стоит нелегкая
задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала
запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости
дошкольного периода детства педагоги наших дошкольных учреждений осознают всю
сложность поставленных перед ними задач, оптимистично прогнозируют будущность
своих образовательных учреждений и будущее своих воспитанников. При
переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль
повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие
дошкольного образования, как в содержательном, так и в
организационно-управленческом аспекте. при переходе на стандарт
Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части
финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте, что у
воспитателей с введением ФГОС бумажной волокиты станет меньше, а условия для
полноценного проживания воспитанниками дошкольного возраста в каждом регионе
будут собственными. «Также очень важно, чтобы наши педагоги могли сами
выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты
примерных, авторских программ. Кроме того, существуют законы развития,
связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен,
существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Не случайно
новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях
разнообразия детства», И основная задача детских садов – создавать условия,
при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок
полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит
на следующий уровень образования.
А это
значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, наших дошкольных учреждений, а также воспитателей — и
по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Старший воспитатель Нужная Н.А.
|