2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ в
соответствии с ФГТ.
№
|
НАПРАВЛЕНИЯ
|
ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ
|
ФОРМЫ РАБОТЫ
|
1
|
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ
|
Организация конструктивного взаимодействия
детского сада и семьи в процессе воспитания детей
|
1.Анкетирование родителей.
2.Беседы
3.Посещение семей
4.День открытых дверей.
5.Собрания-встречи.
|
2.
|
ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
(общение)
|
Получение информации через различные источники
|
1.Информационные стенды.(газеты,журналыДОУ)
2.Сайт ДОУ
3.Родительские собрания
4.Просветительская деятельность
|
3
|
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
|
Установление связи между знаниями и конкретной
ситуацией,
позволяющей понять ребенка.
|
1. «Школа для родителей»
2.Онлайн-обучение
3.Лекции
4.Семинары
5.Мастер-классы*
6.Тренинги*
7.Проекты *(новые
формы)
|
4
|
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Удовлетворение стремлений и потребностей
педагога-родителей-детей
|
1.Акции
2.Вечера музыки поэзии
3.Утренники
4.Семейные клубы.
5.Театрализованная деят-ть
6.Семейные художественные студии*
7.Семейные детские праздники*
8.Семейный театр
9.Семейный календарь
|
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с
семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг
с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей
дошкольного возраста осуществляется в основном и решается через следующие
аспекты:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации
жизни образовательного учреждения;
- создание условий для творческой самореализации
педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки
детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со
спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности
детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в
совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения
следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на
основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы,
способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в
воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя
чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного
учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с
семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии на
основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право
родителей на уважение и понимание ,на участие в жизни детского сада. Далеко
не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на
ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не
умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают
оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям
разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов
не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но
важных вопросах семьи.
Остановимся кратко на самых основных формах
взаимодействия с семьей.в нашей группе.
Родительские собрания проводятся
групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются
2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты
образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего
оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, специалистов. Предусматриваются выступления
родителей.
Групповые
собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Мы запланировали собрания 3 раза в
год.Они тематические, поддерживают годовые задачи в ДОУ. Так в октябре мы
провели собрание на тему : « Моя малая Родина».Собрание было посвящено
230-летию города Подольска. Мы попросили родителей принести фотографии и
материалы от городе Подольске .Сделали краткие сообщения , информационные
стенды. Родители с интересом отнеслись к нашей просьбе, многие ,благодаря
нашему собранию узнали новое о нашем
городе. Так как 80% родителей проживали ранее в городе Москве. В январе темой
обсуждения на нашем собрании будет «Игры для дома».Мы планируем привлечь
инструктора по физической культуре, а так же активно задействовать родителей в
этих играх. В мае мы пригласим родителей
на просмотр занятия с детьми.
Для
лучшего взаимопонимания между родителями и нами воспитателями мы проводим
беседы.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной
педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным
обучением как компонент системы продуктивного образования.
Суть
«метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного
процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой
деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе
планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –
проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне
это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания
метода проектов, который привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
Так же метод проектов
можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители
могут быть не только источниками информации,
реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу
в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов ребенка.
Для нас это новая ниша в организации
воспитательно-педагогического процесса. Поэтому мы активно сейчас изучаем методы проектирования. С родителями будут
проведены обучающие семинары, позволяющие посветить родителей и привлечь их к
совместной деятельности. В марте родителям будет предложено защитить проекты
в области «Познание».
Планируется
также проведение тренинга по улучшению освоения проектной деятельности.
Тренинговые игровые упражнения и
задания предоставляют
родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.
Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует
собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он
может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают
на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с
осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь
представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания,
подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг,
начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в
результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что
невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть
счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций,
получать взамен его улыбку и любовь.
Хочется отметить и мастер-классы по
изготовлению поделок осенью и зимой. Каждого участника администрация ДОУ
награждает грамотой и маленьким сувениром. Это очень стимулирует всех остальных
быть более активными.
Нами запланирован большой
объем работ и вы наверняка скажете, что
хорошо все на бумаге, а на деле…?Да, может не все получится с первого раза, не
всегда родители захотят идти на контакт в ущерб своим интересам. Но, если х мы
сумеем привлечь несколько человек ,сможем достучаться до них и найти в их
глазах отклик и понимание, значит мы делаем все не напрасно. А делаем мы все
для наших детей!.
Таким образом, использование педагогами в своей
работе предложенных форм работы позволит успешно реализовывать
общеобразовательную программу в ДОУ. Старший воспитатель Нужная Н.А.
|