Для
более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система
педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в
дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные
периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
В нашем детском саду
активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские
собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, "семейный
клуб", открытые занятия, "дни открытых дверей". Из перечисленных
форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную,
помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить
детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.
В
своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской
общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с
родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Само
понятие "сопровождение" не определяется набором форм и процедур.
Скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным
отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными
усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
Только
партнерские, ориентированные на семью и ее запросы формы и методы работы дадут
положительные результаты и помогут выстроить систему психолого-педагогического
сопровождения, целью которого и является проводимый в нашем детском саду эксперимент.
Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и
родителей подробнее.
1-ая группа Познавательные
формы взаимодействия с родителями
В этой группе лидируют следующие традиционные
коллективные формы общения:
Общее
родительское собрание ДОУ. Его
цель - координация действий родительской общественности и педагогического
коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития
воспитанников. На общих родительских собраниях
обсуждаются проблемы воспитания детей.
Педагогический совет с
участием родителей. Целью данной формы
работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем
воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция
- одна из форм повышения педагогической культуры
родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только
родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники
районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя,
педагоги-психологи и т.д.
Тематические консультации цель -
ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей.
Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние
предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать
родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе
узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна.
Педагогический консилиум помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной
семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
В состав
консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по
основной деятельности, педагога-психолога, учителя логопеда, старшую медсестру,
членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный
потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях
детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
«Круглый стол». В нетрадиционной
обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями
актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для
того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в
совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны
жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как
правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной
позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для
родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой
проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с
родителями.
«Дни
открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль
общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и
педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами
поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными
возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители
знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают
полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Тренинги. Тренинговые игровые
упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с
ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять
нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг,
начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Управляющий совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным
органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ
Дни добрых дел. Дни
добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели,
группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма
позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между
воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить
график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может
оказать родитель. Воспитатель Тюрьева С.А.
|