Ход занятия:
- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной
сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери,
насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав:
право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в
этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители
относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок
Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне
которых были записаны правила (права).
Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было
хорошо, если бы...
- Однажды над страной нависла черная-пречерная
туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда,
чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены
тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в
стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и
неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на
то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
- Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать
людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям
Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и
узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать сказки. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и
подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего
настроения.
Дети: (в
хороводе) Итак, в Правдилию вперед.
«Цветок Счастья там» живет.
Должны мы многое узнать
И лепесток там отыскать.
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Восп-ль: - А
вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.
(инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)
- Вспомнили сказку? Как она называется? Кто
просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она?
Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса нарушила право. Но какое же?
Как это узнать?
Звучит голос: -
Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.
Восп-ль: - Это
же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток,
ведь на нем написано одно из правил. (Дети
находят цветок).
Восп-ль
зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила
лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку
Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право
на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Восп-ль: -
Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь»,
«Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас
есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли
они? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы
деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции и плохое настроение направить в
игру
«Петушиные драки». А для этого два драчуна должны превратиться
в «петухов» (приседают,
обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу,
толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из
игры. (Дети играют)
- Ребята, я предлагаю говорить друг другу побольше
добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить
друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения,
внешности.
Восп-ль: Молодцы.
А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.
(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы.)
- Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней
живет? (Стук в домик).
Лиса: Как
выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.
Восп-ль: - Так
кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина
избушка». А где же сам зайчик? (Появляется
плачущий зайчик).
Зайчик: - Как
же мне быть, где я буду жить? А-а-а
Восп-ль: - Мы
знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И
стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята, давайте поищем
его.
Лиса: - Что
вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти. (Дети находят лепесток, выходит
лиса из избушки).
Лиса: -
Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я
просто пошутила.
Восп-ль: - Вот
так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь
право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища,
защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право
зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках
было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три
поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у
человека.
Восп-ль: –
Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на
встречу к новой сказке.
(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: - Кто
такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Восп-ль: - Ой,
Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты
даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: -
Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Восп-ль: - Б.
Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?
Б. Яга: - Ну,
летала! А вам то что?
Восп-ль: А
«цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: - Ну,
видывала! А дальше то что?
Восп-ль: - И
разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: - Ну,
сорвала! (испуганно, хватается
за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой), - Вы это что, за
ними пришли?
Восп-ль: - Да,
за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей
Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста,
лепестки.
Б. Яга: - Ишь,
размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые
на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и
Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного
с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Восп-ль: - Как
вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь
все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет
кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: - Ой,
ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне.
Восп-ль: - Вы
согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают). – Ну что, Б.
Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения
имеет право на собственное имя?
Б. Яга: -
Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.
Восп-ль: -
Тогда давайте представимся Б. Яге, а эхо нам поможет.
(Игра «Эхо», дети становятся в круг, называют свои имена, остальные
хором их повторяют. ) - Б. Яга, теперь верни
нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Верну,
если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Восп-ль: - Это
почему?
Б. Яга: -
Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах
могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.
Восп-ль: - Дети,
как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый
ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: -
Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая
уходит в избушку, топает ногами).
Восп-ль: - Мне
почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает,
что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь
и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте
мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.
(Дети собирают цветы, стучатся в дверь, выходит
Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети
тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой).
Восп-ль: -
Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья».
Голос
цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас
наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают). Тогда
я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. (Танец «Лолипоп»)
Восп-ль: - А
теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора. Воспитатель Тюрьева С.А.
|