Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы
с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть
составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько
важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему
воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
- объективная
оценка уровня своей работы в момент планирования;
- выделение
целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с
примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по
которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным
составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного
процесса в ДОУ;
- четкое
представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу
планируемого периода;
- выбор
оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных
целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет
специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического
коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности
педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по
которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной
деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает
не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение
двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако
число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и
календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми,
он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться
на принципе развивающего образования, целью которого является развитие
каждого ребенка;
- комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса;
- принципе
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования
воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и
навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
- планируемое
содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и
психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать,
что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в
процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной
деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования. Поэтому так важно составлятьгибкий режим для каждой возрастной
группы на теплый и холодный периоды
времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
Источник: Журнал "Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения" № 11, 2011 года Старший воспитатель Нужная Н.А.
|