В рабочую группу Асмолов пригласил
представителей самых разных течений в нынешней образовательной политике.
Получилась сборная команда по дошкольному образованию — люди с разными
мнениями, среди которых есть и те, кто специализируется сугубо на проблемах
детства, и эксперты по экономике, психологии, социологии образования,
международному опыту и другим направлениям. Министерские начальники на
заседаниях рабочей группы больше молчат, чем говорят, и уж точно не командуют.
Кондаков и Адамский не просто мирно сидят за одним столом, но и, похоже,
общаются между собой даже больше, чем с другими коллегами. Можно, конечно, при
желании обнаружить, что кого-то достойного в группу не включили. Бывший
алтайский замминистра Юрий Абдуллаев посетовал в блоге Минобрнауки, что там нет ни
одного воспитателя или заведующего детским садом, но, на самом деле,
консультации с ними проводятся. Даже на пресс-конференцию РИА Новости
специально прилетела в Москву заведующая детским садом из Улан-Удэ Анжелика
Невежина.
Незадолго до пресс-конференции власть уже запускала в медийную
сферу пробные шары. Сначала о предстоящей разработке дошкольного стандарта
говорили Дмитрий Медведев и Ольга Голодец. Затем появились первые интервью
членов группы, одновременно на сайте Минобрнауки и в министерском блоге были
вывешены официальные сообщения. Информация выдавалась дозированно, маленькими
порциями, и создавалось впечатление, что каждый раз, после нулевой реакции со
стороны неангажированных экспертов, а самое главное — гробового молчания
блогосферы, в министерстве переводили дух: революции не будет, можно продолжать
работу. И в самом деле: тезисы разработчиков стандарта даже при поверхностном
рассмотрении не вызывают желания подраться.
Александр Асмолов объявил, что в основе стандарта — поддержка
разнообразия детей и детства, политический детоцентризм, то есть обязательство
государства учитывать интересы ребенка при принятии любого политического,
экономического и иного решения. Стандарт поощряет вариативность форм
дошкольного образования: от привычных детских садов до семейных групп и даже
воспитания в семье (в этом смысле показателен представленный на
пресс-конференции опыт Перми, где семьям, не отдающим ребенка в детский сад,
выплачивают на руки ежемесячный норматив около 5 тыс. рублей). Дошкольное
образование в детском саду даже при 100-процентном наличии мест для семей
остается необязательным — это особо стоит подчеркнуть во избежание реинкарнации
мифа об обязательной предшкольной подготовке, имевшего хождение при раннем
Фурсенко. При этом государство обязуется обеспечить общедоступность — прежде
всего, решить проблему доступа к дошкольному образованию детей из слабых
социальных страт, привлечь в эту сферу бизнес (создавались же в советские годы
ведомственные детские сады).
Основой воспитания дошкольника должно стать его включение в разные
виды деятельности, в том числе в игровую, которую далеко не всегда умеют
организовывать воспитатели и тем более родители. В детском саду нужно избегать
школяризации («риск надвижения школы на детство»), сохранять и улучшать
здоровье детей, причем учитывать, что дети разные, в то числе с ограниченными
возможностями здоровья и просто с отклонениями в развитии. Семья и детский сад
должны действовать вместе, при этом необходимо учитывать деформацию
традиционного уклада семейного воспитания (и, по выражению директора Института
социологии РАО Владимира Собкина, «педагогической безграмотности семьи»).
Исследование, проведенное Институтом психолого-педагогических проблем детства
РАО, показало, что учителя начальной школы хотят получить в первый класс
послушного, подготовленного ребенка, который не будет нарушать дисциплину,
умеет читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах десятка. Но
разработчики стандарта предлагают сместить акцент — не ребенка готовить к
школе, а сделать так, чтобы учитель начальных классов был готов к обучению
любого ребенка.
Что касается родителей, то у разных групп требования к дошкольному
образованию разные. Кто-то сам готов приложить все усилия для воспитания
эйнштейна, а кто-то, наоборот, всю ответственность перекладывает на детский сад
и школу. При этом почти половина опрошенных считает, что в дошкольном
учреждении должен предоставляться весь комплекс востребованных родителями образовательных
услуг, чтобы не приходилось водить ребенка по вечерам в бассейн, музыкальную
школу и в спортивные секции так, что он по вечерам еле-еле добирался до
кровати. Как сказала директор Института психолого-педагогических проблем
детства РАО Татьяна Волосовец, это и есть образ детского сада будущего:
используя возможности сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного
образования, так организовать режим, чтобы ребенок мог получить в детском саду
все, чего хотят родители. По выражению Александра Асмолова, чтобы ожидания
родителей, воспитателей и учителей «не разрывали» ребенка, разработчики
стандарта должны понять их и согласовать, прежде всего, с интересами и
возможностями самого дошкольника.
Старший воспитатель Нужная Н.А.
|