Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]
Публичный доклад за 2011-2012 учебный год [0]
Локальные акты МДОУ [3]
Аттестация педагогических работников [6]
Нормативно-правовое обеспечение, материалы в помощь аттестуемым педагогическим работникам

Вход

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ д/с №25
компенсирующего вида



Воскресенье, 02.02.2025, 07:23
Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка ФГОС

В рабочую группу Асмолов пригласил представителей самых разных течений в нынешней образовательной политике. Получилась сборная команда по дошкольному образованию — люди с разными мнениями, среди которых есть и те, кто специализируется сугубо на проблемах детства, и эксперты по экономике, психологии, социологии образования, международному опыту и другим направлениям. Министерские начальники на заседаниях рабочей группы больше молчат, чем говорят, и уж точно не командуют. Кондаков и Адамский не просто мирно сидят за одним столом, но и, похоже, общаются между собой даже больше, чем с другими коллегами. Можно, конечно, при желании обнаружить, что кого-то достойного в группу не включили. Бывший алтайский замминистра Юрий Абдуллаев посетовал в блоге Минобрнауки, что там нет ни одного воспитателя или заведующего детским садом, но, на самом деле, консультации с ними проводятся. Даже на пресс-конференцию РИА Новости специально прилетела в Москву заведующая детским садом из Улан-Удэ Анжелика Невежина.

Незадолго до пресс-конференции власть уже запускала в медийную сферу пробные шары. Сначала о предстоящей разработке дошкольного стандарта говорили Дмитрий Медведев и Ольга Голодец. Затем появились первые интервью членов группы, одновременно на сайте Минобрнауки и в министерском блоге были вывешены официальные сообщения. Информация выдавалась дозированно, маленькими порциями, и создавалось впечатление, что каждый раз, после нулевой реакции со стороны неангажированных экспертов, а самое главное — гробового молчания блогосферы, в министерстве переводили дух: революции не будет, можно продолжать работу. И в самом деле: тезисы разработчиков стандарта даже при поверхностном рассмотрении не вызывают желания подраться.

Александр Асмолов объявил, что в основе стандарта — поддержка разнообразия детей и детства, политический детоцентризм, то есть обязательство государства учитывать интересы ребенка при принятии любого политического, экономического и иного решения. Стандарт поощряет вариативность форм дошкольного образования: от привычных детских садов до семейных групп и даже воспитания в семье (в этом смысле показателен представленный на пресс-конференции опыт Перми, где семьям, не отдающим ребенка в детский сад, выплачивают на руки ежемесячный норматив около 5 тыс. рублей). Дошкольное образование в детском саду даже при 100-процентном наличии мест для семей остается необязательным — это особо стоит подчеркнуть во избежание реинкарнации мифа об обязательной предшкольной подготовке, имевшего хождение при раннем Фурсенко. При этом государство обязуется обеспечить общедоступность — прежде всего, решить проблему доступа к дошкольному образованию детей из слабых социальных страт, привлечь в эту сферу бизнес (создавались же в советские годы ведомственные детские сады).

Основой воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды деятельности, в том числе в игровую, которую далеко не всегда умеют организовывать воспитатели и тем более родители. В детском саду нужно избегать школяризации («риск надвижения школы на детство»), сохранять и улучшать здоровье детей, причем учитывать, что дети разные, в то числе с ограниченными возможностями здоровья и просто с отклонениями в развитии. Семья и детский сад должны действовать вместе, при этом необходимо учитывать деформацию традиционного уклада семейного воспитания (и, по выражению директора Института социологии РАО Владимира Собкина, «педагогической безграмотности семьи»).
Исследование, проведенное Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО, показало, что учителя начальной школы хотят получить в первый класс послушного, подготовленного ребенка, который не будет нарушать дисциплину, умеет читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах десятка. Но разработчики стандарта предлагают сместить акцент — не ребенка готовить к школе, а сделать так, чтобы учитель начальных классов был готов к обучению любого ребенка.

Что касается родителей, то у разных групп требования к дошкольному образованию разные. Кто-то сам готов приложить все усилия для воспитания эйнштейна, а кто-то, наоборот, всю ответственность перекладывает на детский сад и школу. При этом почти половина опрошенных считает, что в дошкольном учреждении должен предоставляться весь комплекс востребованных родителями образовательных услуг, чтобы не приходилось водить ребенка по вечерам в бассейн, музыкальную школу и в спортивные секции так, что он по вечерам еле-еле добирался до кровати. Как сказала директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, это и есть образ детского сада будущего: используя возможности сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, так организовать режим, чтобы ребенок мог получить в детском саду все, чего хотят родители. По выражению Александра Асмолова, чтобы ожидания родителей, воспитателей и учителей «не разрывали» ребенка, разработчики стандарта должны понять их и согласовать, прежде всего, с интересами и возможностями самого дошкольника.

 Старший воспитатель Нужная Н.А.

Категория: Мои статьи | Добавил: Василек (12.11.2013)
Просмотров: 509 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 Создать бесплатный сайт с uCoz