Психическое развитие
детей идет не плавно и линейно, а скачкообразно, определенными периодами.
Каждый период возникает на основе предыдущего. Если по каким-либо причинам
развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным, и он не освоил
свойственной для этого периода деятельности, то на следующем этапе он будет
испытывать серьезные трудности, и его развитие будет идти искаженным путем.
Применительно к интересующей нас проблеме это означает следующее: малыш будет
готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти от дошкольных форм
обучения к специфически школьному обучению, если будет иметь полноценное
психическое развитие в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения
полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого
этапа и его возрастным психологическим новообразованием. Для дошкольного
возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим
новообразованием - воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не овладел всеми
видами игры, его воображение окажется неразвитым, и он не сможет легко
обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.
При переходе от
дошкольного к младшему школьному возрасту у ребенка происходят серьезные
изменения в психике, в структуре его личности, что и обеспечивает ему
готовность к новой, более сложной ведущей деятельности - учению.
Качественные изменения в
психическом развитии дошкольника Л.С. Выготский называл «кризисом семи лет».
Умение управлять своими
эмоциями - один из существенных признаков готовности к школе.
Другое важное следствие
и, соответственно, показатель готовности к школе - способность к учебным
действиям. Учебные действия являются важнейшим элементом учебной деятельности.
Это означает, что ребенок готов воспринимать инструкцию и действовать по
инструкции.
Третьим компонентом
психологической готовности ребенка к обучению в школе является отношение к
самому себе. Самооценка дошкольников всегда завышена. Учебная же деятельность
предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на
адекватной оценке своих действий и возможностей.
Завышенная самооценка
свойственна ребенку дошкольного возраста не в силу его нескромности и
бахвальства, а в силу того, что он не умеет смотреть на себя со стороны и
видеть других с разных сторон, не знает, как анализировать и сопоставлять свои
и чужие работы.
Поэтому личностному
развитию ребенка, являющегося по уровню психического развития дошкольником,
несвоевременно севшему за парту, отметочная система может нанести непоправимый
урон.
Таким образом, готовность
к школе - это не сумма каких-то пусть даже очень важных, «взрослых» и
необходимых для школы знаний, умений и навыков, а определенное звено в цепи
психического развития, достигшего определенного уровня, характеризуемого
появлением управляемых («умных») эмоций, способностью предвосхищать исход
ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею. Структурными
компонентами психологической готовности к школе являются:
1.
умение
ориентироваться на логические, смысловые отношения в условиях задачи;
2.
способность
к учебным действиям (способность воспринимать инструкцию и действовать по
инструкции);
3.
отношение
к самому себе в виде адекватной самооценки. В отличие от других
компонентов психологической готовности детей к школе, отношение к себе
корректируется чрезвычайно медленно. Поэтому, если снять все раздражающие
нервную систему ребенка факторы (отметки, позиция плохого ученика и т.п.),
можно обучать его в школе и одновременно в процессе режиссерской игры
корректировать этот важный компонент психологической готовности ребенка к
школьному обучению. Старший воспитатель Нужная Н.А.
На протяжении всей коррекционной
работы необходимо участие родителей. Родителей необходимо обучать играть с
ребенком дома, чтобы указанные приемы закреплялись и использовались ребенком в
повседневной жизни.
|