Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]
Публичный доклад за 2011-2012 учебный год [0]
Локальные акты МДОУ [3]
Аттестация педагогических работников [6]
Нормативно-правовое обеспечение, материалы в помощь аттестуемым педагогическим работникам

Вход

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ д/с №25
компенсирующего вида



Воскресенье, 02.02.2025, 12:51
Главная » Статьи » Мои статьи

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.

Психическое развитие детей идет не плавно и линейно, а скачкообразно, определен­ными периодами. Каждый период возникает на основе предыдущего. Если по каким-либо причинам развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным, и он не освоил свойственной для этого периода деятельности, то на следующем этапе он будет испыты­вать серьезные трудности, и его развитие будет идти искаженным путем. Применительно к интересующей нас проблеме это означает следующее: малыш будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти от дошкольных форм обучения к специфи­чески школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дош­кольном возрасте. С психологической точки зрения полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным психологиче­ским новообразованием. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не овладел всеми видами игры, его воображение окажется неразвитым, и он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребенка происхо­дят серьезные изменения в психике, в структуре его личности, что и обеспечивает ему готовность к новой, более сложной ведущей деятельности - учению.

Качественные изменения в психическом развитии дошкольника Л.С. Выготский на­зывал «кризисом семи лет».

Умение управлять своими эмоциями - один из существенных признаков готовности к школе.

Другое важное следствие и, соответственно, показатель готовности к школе - спо­собность к учебным действиям. Учебные действия являются важнейшим элементом учебной деятельности. Это означает, что ребенок готов воспринимать инструкцию и действовать по инструкции.

Третьим компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является отношение к самому себе. Самооценка дошкольников всегда завышена. Учеб­ная же деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базиро­ваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.

Завышенная самооценка свойственна ребенку дошкольного возраста не в силу его нескромности и бахвальства, а в силу того, что он не умеет смотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает, как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы.

Поэтому личностному развитию ребенка, являющегося по уровню психического раз­вития дошкольником, несвоевременно севшему за парту, отметочная система может нанести непоправимый урон.

Таким образом, готовность к школе - это не сумма каких-то пусть даже очень важных, «взрослых» и необходимых для школы знаний, умений и навыков, а опреде­ленное звено в цепи психического развития, достигшего определенного уровня, харак­теризуемого появлением управляемых («умных») эмоций, способностью предвосхи­щать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею. Структурными компонентами психологической готовности к школе являются:

1.                  умение ориентироваться на логические, смысловые отношения в условиях задачи;

2.                  способность к учебным действиям (способность воспринимать инструкцию и дей­ствовать по инструкции);

3.                  отношение к самому себе в виде адекватной самооценки.

 В отличие от других компонентов психологической готовности детей к школе, отноше­ние к себе корректируется чрезвычайно медленно. Поэтому, если снять все раздражаю­щие нервную систему ребенка факторы (отметки, позиция плохого ученика и т.п.), можно обучать его в школе и одновременно в процессе режиссерской игры корректиро­вать этот важный компонент психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Старший воспитатель Нужная Н.А.

На протяжении всей коррекционной работы необходимо участие родителей. Родите­лей необходимо обучать играть с ребенком дома, чтобы указанные приемы закрепля­лись и использовались ребенком в повседневной жизни.


Категория: Мои статьи | Добавил: Василек (15.04.2013)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 Создать бесплатный сайт с uCoz