Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного
учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного
процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид
дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его
деятельности.
Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам:
-развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-научной обоснованности и практической применимости (содержание программы
должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
-соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
-предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов;
-предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми.
Возникновение новых тенденций в
образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие
и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию,
самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который
становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем
непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного
образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер
сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом
деятельности и общения равноправным партнером.
При планировании воспитательно-образовательной
деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой
образовательной области должны решаться и в ходе реализации других
образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить
практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными.
Программные темы должны формировать
положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей
соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Основным элементом образовательной
деятельности традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к
организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ
прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут
проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть
приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в
ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том
числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной
деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность
строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной
программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через
различные формы. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог
становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в
результате меняются:
-стиль поведения взрослого: от
административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;
-рабочее пространство, на котором
разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом
к месту за общим столом рядом с детьми;
-отношение педагога к выполнению общей
работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы
и т. п.
При организации образовательной
деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение
детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать
или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в
этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация
совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение
с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе.
Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но
сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.
Планируемые итоговые результаты освоения
детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны
описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в
результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного
учреждения):
-физически развитый, овладевший
основными культурно- гигиеническими навыками;
-любознательный, активный;
-эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-способный управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
-имеющий первичные представления о себе,
семье, обществе, государстве, мире и природе;
-овладевший необходимыми умениями и
навыками.
Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в
целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования, основными общеобразовательными программами общего образования.
Старший воспитатель Нужная Н.А..
|