"Все мы родом из детства…".
Эти прекрасные слова Антуан Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к
работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся
понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего
жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка
времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу
"взрослую" судьбу.
Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я
теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не
приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от
новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние." Конечно, это
некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и
больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека. Ведь
если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его
чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее
полного развития.
Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог
создавать что-то новое, стал творческим человеком.
Но что же характеризует людей, которые настроены на создание этого
нового, которые склонны к творческому поиску. Это люди, которые обладают
творческими способностями. Каждый ребенок рождается с врожденными творческими
способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия
воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия -
среда, семья, педагоги, которые работают
с детьми.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только
условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями,
организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра,
художественная деятельность - все это является благоприятными условиями для
развития творческих способностей.
В МДОУ мы бы хотели обратить внимание на комплексные занятия, в которых
развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.
Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный
мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции,
возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует
нравственные принципы и творческие способности.
Значение искусства в формировании творческих способностей очень велико.
Проанализировав большое количество
педагогической литературы, психологических исследований по проблеме
формирования творческих способностей мы
пришли к таким выводам:
- в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется
"назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, главным образом в
творческих исполнителях;
- необходимость развития творческих
способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и
качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом.
Проблема творчества и развития творческих способностей детей является
сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней
чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена
наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и
проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в
три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности,
определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все
формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих
способностей. Наконец, третья группа это — зависимость развития креативности (творческих
проявлений) от характера и структуры деятельности.
Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет
искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так
как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало,
формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.
Комплексный подход основывается на
общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного
осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия,
образных представлений, образного мышления, воображения,
эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти,
внимания).
Механизмом этого является образ, созданный средствами разных видов
искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:
в литературе средство выразительности
- слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
в театрализованной деятельности
выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос,
интонация, позы;
в изобразительной деятельности -
рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей
композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
в музыке - мелодия, ритм, гармония,
динамика, интонация и др.
Комплексный подход к разным видам искусства обеспечивает их
разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и
явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными
органами чувств.
На комплексном занятии дети
поочередно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом
выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной
лиричной музыки создает эмоциональное настроение, и дети успешнее выполняют
задание.
Во время комплексного занятия дети
ведут себя непринужденно, раскованно. Например, выполняя коллективный рисунок,
они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню,
то предварительно сами договариваются о своих действиях, сами распределяют
роли. Во время декоративно-прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись
глиняной посуды и т. д.) можно использовать в грамзаписи русские народные
мелодии, что создает у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать
знакомые мелодии.
Классификация комплексных занятий
следующая:
1). По содержанию комплексные занятия
могут быть достаточно разнообразными и осуществляться в разных вариантах:
- отдельные блоки занятий по введению
детей в мир искусства (музыкального и изобразительного);
- блоки занятий, объединенных по
наиболее интересным для детей темам: "Зоопарк", "Любимые
сказки";
- блоки занятий по знакомству детей с
творчеством писателей , музыкантов, художников и их произведениями;
- блоки занятий на основе работы по
ознакомлению детей с окружающим миром, с природой (см. приложение 2);
- блок занятий по ознакомлению с
народным искусством;
- блок занятий по нравственному и
эмоциональному воспитанию.
2). Структура комплексных занятий
зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта, от живого наблюдения к рассматриванию картин,
к восприятию образа в стихах, музыке.
3). Комплексные занятия делятся на
два типа по значению видов искусства:
доминантный тип, когда один вид
искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например,
стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение);
равнозначный тип, когда каждая часть
занятия дополняет друг друга
4). Комплексные занятия могут
варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных и художественных
произведений.
В процессе комплексных занятий дети
получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные
чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной
деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.
Идея, убеждение, замысел произведение
воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции
наиболее эффективно.
Комплексные занятия могут проводиться
как одним воспитателем, так и воспитателем совместно с музыкальным руководителем.
Планируются комплексные занятия в
соответствии с программой художественно-речевой, музыкальной и изобразительной
деятельности.
Для того, чтобы провести комплексное
занятие необходимо правильно отобрать произведения искусства (литературы,
музыки, живописи):
- доступность произведений искусства
детскому пониманию (опираться на детский опыт);
- реалистичность произведений
художественной литературы, живописи;
- привлекательность для детей, по
возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет,
вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.
Таким образом, в процессе комплексных
занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно в
младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные
средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретенный ранее
художественный опыт помогает им создавать выразительный образ (музыкальный,
поэтический, изобразительный). Совместные действия педагога с детьми, общение
со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития
творческих способностей.
Воспитатель Новикова Н.И.
|