В процессе музыкального
воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка.
Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию.
Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных
музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют
выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в
произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети
отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем
событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны
различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие
танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре детского сада
есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и
эмоциональному содержанию.
Воспитание
детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы
к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с
удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский
гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а
также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и
других народов.
Музыкальные
занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются
произведения различного настроения, меняются виды деятельности, чередуются
учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других
занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность,
быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру
общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования
нравственных качеств личности ребенка.
Деятельность детей,
связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует
умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить
термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер
музыкального переживания и специфику умственных процессов.
В
современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления:
наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления
проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и
музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и
традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и
физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического
совершенствования ребенка. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического,
умственного и физического совершенствования.
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Основой
теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и
воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки
и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления
этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в
процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как
одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни,
формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания
будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать
средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю,
способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную
эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей
действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через
художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует
всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое
музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ
должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка
с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего
поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему
общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его
подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы
музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как
неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом
которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране
музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным
особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего
подрастающего поколения.Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в
более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей
человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития
идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В
таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это
развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах
музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных
способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке,
понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное
воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Искусство всегда оперирует
художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства
является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка
сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который
вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание
выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере),
с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный
образ более конкретным, понятным.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить
ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в
детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в
духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством
различных упражнений.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные
способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное
развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее
восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере.
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от
комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие
непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации
ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную
культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о
музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно
добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих
знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию
предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов
музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к
музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое
воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать
красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства,
активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для
формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы
музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства
процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности и
всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы
музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта
педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной
учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Учитывая
возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного
детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог
целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую
музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их
общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с
детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его
героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы,
народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с
точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Произведения,
используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим
художественно-педагогическим требованиям:
быть высокоидейными, способствовать
пробуждению и развитию гуманных чувств; быть художественными, эмоционально
насыщенными, содержательными и
занимательными по сюжету, мелодичными, простыми по форме и доступными по
содержанию.
Но
не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный
материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и
методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции,
чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов
музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом
воспитании. Однако восприятие музыкальных образов всегда связано с художественно-образным
мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в
конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей
действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных,
познакомить с предметами быта.
Мысль, слово – это
вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание
музыкального произведения, убеждает в верности его восприятия.
Отсюда следующий метод – словесный,
обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного
музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости.
Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения,
указания, поэтическое слово, беседа. В процессе их
применения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ребенок
посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его запоминает. Слово педагога о музыке должно быть
кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания
произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не
следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно
считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным
ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием песен и пьес
необходимо направляющее слово руководителя. Слово педагога должно разъяснить,
раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос
педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера
произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с
подъемом о праздничном, торжественном марше.
Рассказ. Этот
метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного
материала. Рассказ характеризуется краткостью, яркостью, занимательностью,
позволяющей вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность к ее освоению.
Во время рассказа в доступной форме сообщаются задачи детей на занятии.
Беседа. Метод беседы предполагает разговор педагога с детьми,
организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно
подводящих детей к усвоению нового музыкального понятия. В ходе применения
метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных,
дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений детей,
приемы формулирования выводов из беседы.
Поэтическое слово, поэтическое
восприятие действительности - основа гармонии в душе ребенка , путь к познанию внутреннего мира.
Пояснения
педагога на занятиях с детьми предельны, коротки, обращены на основной образ.
«Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут»,— говорит педагог,
исполняя народную плясовую мелодию, или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и
слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог
заканчивает: «И я спою вам песню про птичку».
В процессе восприятия,
эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает
их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила
которого вызывает к нему соответствующее эстетическое отношение. Постепенно
ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной
ему исполнительной деятельности –
в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий - художественно-практический метод, имеющий
в своей основе
музыкальную творческо-исполнительскую
деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность
детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде
систематических упражнений. Она дает
ребенку возможность действенной
проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли
в активной, разносторонней и
самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой,
словесный и художественно-практический методы
в педагогическом процессе взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их
сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагогических
задач, содержания и сложности музыкального произведения, учета возраста,
уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального
материала, проявления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует
учитывать и возникающее у детей в процессе занятий настроение, общую и
индивидуальную активность, качество исполнения песни, танца. Все это требует
от педагога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и индивидуально-типологических
особенностей детей, педагогического мастерства.
В
процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно
подводится к большей самостоятельности. В связи с этим на музыкальных
занятиях, в процессе практической деятельности педагог использует и другие
методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей,
учитывая при этом степень овладения ими материалом.
Обучая
и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую
активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом
прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение
песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод
опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность
детей.
В
старшей и подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения,
особенно побуждающего и развивающего у детей
самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий,
которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка
развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им
игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому
воспроизведению его в движении.
При
выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного
развития детей данной возрастной группы,
их индивидуальных и возрастных особенностей (группы в целом и отдельного
ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности
самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего
художественного музыкального развития.
В
процессе музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и
использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в
зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педагогического
процесса.
Каждый основной
метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический – заключает в
себе определенный комплекс
разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и
специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные
методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи,
способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образовательной
работы с детьми.
Широкое творческое
применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает
методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать. Музыкальный руководитель Бухаринская М.В.
|