Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]
Публичный доклад за 2011-2012 учебный год [0]
Локальные акты МДОУ [3]
Аттестация педагогических работников [6]
Нормативно-правовое обеспечение, материалы в помощь аттестуемым педагогическим работникам

Вход

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ д/с №25
компенсирующего вида



Воскресенье, 02.02.2025, 13:00
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль словесных методов в работе воспитателя по формированию восприятия музыки дошкольниками

В процессе музыкального воспитания особенно успешно форми­руется нравственный облик ребенка. Музыкальные про­изведения разнообразны по своему социально-образному содер­жанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний чело­века, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чув­ствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональ­ному содержанию.

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Музыкальные занятия хорошо влияют на общую куль­туру поведения ребенка. Исполняются произведения раз­личного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает куль­туру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоцио­нальна. Вместе с тем она активизирует умственное раз­витие ребенка. В музыковедческой литературе можно встре­тить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов.

В современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствова­ния ребенка. Музыкальное воспитание один из путей нравствен­но-эстетического, умственного и физического совершенствования.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музы­кального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углуб­ления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу­ществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоцио­нально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми­рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проника­ла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубо­ко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обо­гащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкаль­но-художественное впечатление, каждый музыкально-художест­венный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего по­коления в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического  опыта  музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятель­ности, всесторонне обогащает свою личность.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

 Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

 

 МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкаль­ного воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка до­школьного возраста. Методы музыкального воспитания осуществ­ляются в условиях непосредственного контакта педагога с деть­ми, его влияния и действенной помощи в процессе их актив­ной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уро­вень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую об­щую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар­тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный мате­риал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагоги­ческим требованиям:

 быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз­витию гуманных чувств; быть художественными, эмоционально насыщенными,        содержательными и занимательными по сюжету, мелодичными, простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздей­ствие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового  метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако во­сприятие музыкальных образов всегда связано с художествен­но-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

 Мысль, слово это вторая ступень позна­ния. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержа­ние музыкального произведения, убеждает в верности его восприя­тия.

Отсюда следующий метод словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художест­венного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа. В процессе их применения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ребенок посредством слушания, запоминания и осмысливания активно  его запоминает. Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя. Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с подъемом о праздничном, торжественном марше.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Рассказ характеризуется краткостью, яркостью, занимательностью, позволяющей вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность к ее освоению. Во время рассказа в доступной форме сообщаются задачи детей на занятии.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор педагога с детьми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих детей к усвоению нового музыкального понятия. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений детей, приемы формулирования выводов из беседы.

Поэтическое слово, поэтическое восприятие действительности -  основа  гармонии в душе  ребенка , путь к познанию внутреннего мира.

Пояснения педагога на занятиях с детьми предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут»,— говорит педагог, исполняя народную плясовую мелодию, или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «И я спою вам песню про птичку».

          В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он нахо­дится под влиянием художественного музыкального образа, си­ла которого вызывает к нему соответствующее эстетическое от­ношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной  деятельности  в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах.  Выявляется третий -    художественно-практический метод,  имеющий  в  своей  основе  музыкальную  творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.  Она   дает   ребенку   возможность   действенной   проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в  активной,   разносторонней   и   самостоятельной   деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы  в педагогическом  процессе  взаимосвязаны.  Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагоги­ческих задач, содержания и сложности музыкального произве­дения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, прояв­ления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у детей в процессе за­нятий настроение, общую и индивидуальную активность, качест­во исполнения песни, танца. Все это требует от педа­гога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и ин­дивидуально-типологических особенностей детей, педагогического мастерства.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоя­тельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в про­цессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учи­тывая их возрастающую активность, большие возможности, пе­дагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выпол­нения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педа­гогического воздействия на самостоятельную деятель­ность детей.

В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант поль­зуется  методом проблемного воспитания и обу­чения, особенно побуждающего и развивающего у детей  самостоятельные поис­ки решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развивают­ся познавательные способности, проявляется интерес к выпол­няемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стрем­ление к правдивому воспроизведению его в движении.

При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития  детей данной возрастной группы, их индивидуальных и воз­растных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.

В процессе музыкально-художественного обучения детей це­лесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педа­гогического процесса.

Каждый    основной    метод наглядно-слуховой,    словесный, художественно-практический заключает  в  себе  определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образова­тельной работы с детьми.

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее,  помогает творчески  работать.

Музыкальный руководитель Бухаринская М.В.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Василек (03.03.2011)
Просмотров: 2062 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 Создать бесплатный сайт с uCoz