Паспорт проекта
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, практико-ориентированный.
По содержанию: ребенок, семья и
ДОУ
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: средней
продолжительности (5 месяцев).
По характеру контактов: внутри
одной возрастной группы в рамках ДОУ.
По профилю знаний: монопроект –
область Коммуникация.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения проекта до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководители
проекта – воспитатель и учитель – логопед.
Дети и
родители средней группы.
Заказчик проекта: воспитатель и
учитель – логопед.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 –
январь 2013 у.г.
Цель проекта:
·
Расширить и активизировать словарь, закрепить обобщающее понятие по
теме: «Посуда»
·
Учить давать полный ответ на поставленный вопрос
·
Формировать навыки диалогической речи
·
Формировать умение согласовывать качественные прилагательные с
именами существительными
·
Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в
приобщении детей к трудовой и
хозяйственной деятельности.
·
Формировать знания о назначении посуды
·
Развивать физиологическое и речевое дыхание
·
Учить строить фразу с дополнением в винительном падеже без
предлога
·
Учить составлять сложно-подчиненные предложения с придаточными
цели
·
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен
существительных
·
Учить употреблять имена существительные в родительном падеже
единственного числа
·
Обобщить знания по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель»,
«Дикие животные».
·
Формирование гигиенически навыков
·
Желание трудиться и помогать маме
Задачи:
·
Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную
речь.
·
Развивать коммуникативные способности детей, формировать
эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную
деятельность.
·
Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас,
развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить
заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с
детьми.
·
Повышать компетентность родителей в вопросах …
·
Развивать психические процессы у детей: слуховое и зрительное
внимание, восприятие, память, мышление.
·
Воспитывать вежливость, аккуратность, бережное отношение к посуде,
желание помогать взрослым
·
Развивать общую и мелкую моторику
Актуальность проблемы: Речевое развитие
рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и
воспитания. Проблема формирования словарного запаса и развитие
лексико-грамматического строя занимает важнейшее место в современной логопедии,
Богатая и грамматически развитая речь служит средством полноценного общения и
развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В последнее время актуальным является вопрос комплексной
коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с
привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей,
музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости,
врачей. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей
речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое
знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на
своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей
лексико-грамматических категорий, а в
ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом
общении.
В последнее время в
ДОУ закономерностью становится тенденция
увеличения времени на обучение, а не на
воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том
числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня. Это приводит
к тому, что, вырастая, дети становятся
глухими к нуждам окружающих их людей,
самонадеянными, ленивыми.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать
как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как
бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он
никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат
основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к
трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному
побуждению, успешно его завершать.
Поэтому именно в раннем возрасте нужно
обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно
пользоваться словами, стимулировать речевую активность, познавательные интересы
и учиться относиться к работе с любовью,
видеть в ней радость.
Главная
задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к
овладению этими умениями.
Таким
образом, первый камешек в фундамент грамотной речи и трудолюбия закладывается
еще в дошкольном детстве.
Тема
«Посуда» была выбрана не случайно, т.к. дети ежедневно несколько раз в день
дома и в ДОУ могут наблюдать, использовать в разговорной речи и на практике
полученные знания.
Обследуя
детей средней группы (22 ребенка) были
выявлены следующие результаты:
низкий
уровень- 45 % (12 детей);
средний
уровень – 55 % (10 детей);
высокий
уровень – 0 %.
Дети
затрудняются в:
- определении
частей посуды
-
предназначении предметов посуды
-
подборе предметов посуды для приема пищи
-
способности дать полный ответ на поставленный вопрос
Проанализировав
данные диагностики, выявилась проблема: у детей не
сформированы знания по данной теме в нужном объеме.
Содержание проекта
Для
того чтобы ребенок обладал речью богатой лексически и правильно оформленной
грамматически, относился к работе с любовью и видел в ней радость - возникла
идея обучить ребенка данным навыкам совместно «воспитатель, учитель –
логопед и родители». Воспитатель знакомит детей с сервировкой стола,
навыками гигиены, выявляет трудности во вновь полученных знаниях, а учитель –
логопед ведет работу над правильностью употребления в разговорной речи новых
слов, их грамматического оформления, родители в домашних условиях закрепляют
знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно
ведется работа с трех сторон в рамках одной и той же темы.
Предполагаемый результат проекта:
1.
Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и
связной речи у детей.
2. Формирование
положительного отношения к труду, желанию помогать, включаться в труд по
собственному побуждению, успешно его завершать.
3.
Привлечь педагогов к взаимодействию между собой.
4.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
5.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни
своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семьи
6.
Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи и трудового
воспитания детей Учитель-логопед Антипова С.В. Воспитатель Тюрьева С.А.
|