В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями
речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы
воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с
программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в
сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями
речевого дефекта.
Обязательной задачей является создание
доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные
возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой
неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач
возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических
особенностей детей.
Воспитатель должен уметь
анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать
признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости,
истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные
требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка.
Коррекционно-развивающая
работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач,
поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической
непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную
и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях
воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях
логопеда результатов.
В задачу
воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой
деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель
наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным
использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи
дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости
воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не
следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно
дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно,
чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и
фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого
воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к
самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит
ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для
исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».
Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть
четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует
избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов,
вводных слов, усложняющих понимание речи.
Процесс усвоения родного языка,
совершенствования формируемых на логопедической непосредственно образовательной
деятельности речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных
способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое
использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд,
разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное,
умственное и эстетическое) развитие.
В процессе воспитания важно
организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры.
У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только
коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого
поведения.
ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В
КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
Специфика
работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у
каждого такого дошкольника
-речевыми недостатками;
-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с
речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления,
пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
КОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД
ВОСПИТАТЕЛЕМ
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей
моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в
соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и
упражнениях не бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и
синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и
голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с
артикуляционной 3-5 раз в день.
Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений
осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию
логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям
детей.
Содержание данных занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый
звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Фронтальные
занятия по программе (в соответствии с
календарным
планом логопедической работы).
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в
логопедической группе является то, что кроме образовательных и
воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи,
непосредственно
связанные с темой каждого занятия.
6. Коррекционная
работа вне занятий: во время режимных моментов,
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на
прогулке, экскурсии,
в играх и развлечениях.
Особая
значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой
практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной
жизни и деятельности детей.
Успешное
преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности
в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям. Воспитатель Веретенникова Т.И.
|